Как остаться на Святой Горе Афон, в Саду у Богородицы

Желание остаться на Афоне возникает почти у всех русских людей, жаждущих монашеской жизни. Это не удивительно. Русский (плюс еще юношеский) максимализм ищет той среды, где быстрее и правильнее можно спасти свою душу, не погибнув (!), или не залетев на обочину "царского пути". Очень часто, к сожалению, эти ожидания не оправдываются. Слишком мы хилый, подгнивший и подпорченный "материал" - для настоящего монашества...

И Святая Гора Афон сначала кажется монашеским "раем на Земле". Божия Матерь идет навстречу и оставляет тебя на своей Горе, в своем Саду - на Святом Афоне. Проходит несколько светлых, радостных, чудесных лет...

Потом, как известно, по благому Промыслу Божьему"призывающая" Благодать оставляет человека, чтобы мы показали, какие добрые "растения" выросли в нашей душе за это время, как очистилась наша сокровенная "почва", какие благие привычки приобрели, какое наше рвение к духовной жизни, сильна ли решимость к богоугождению и где наше произволение...

И вот, духовное "опьянение" - в прошлом, трезво видишь свои возможности, свою меру. Понимаешь, насколько не подходит, губительно наше время для монашеской жизни, и потому очень мало Старцев. Невысокий общий духовный уровень современного афонского монашества заставляет настоящих монахов-афонитов всячески молчать и скрываться...

Но и после узнавания всех апостасийных недостатков святогорской жизни, Святой Афон остается лучшей "инфраструктурой" для монашеского делания, и потому Афон, просеивая через себя десятки людей, выбирает некоторых, которые продолжают монашескую, подвижническую, странническую жизнь, терпя все и благодаря за все...

 
И прежде всего - это Вертоград, (Сад) и Удел Божией Матери, здесь то и дело происходят даже чудеса с материальными следами, не говоря уже о чудесной Помощи и стечениям обстоятельств, ведущих нас по жизни. Это, (второе), знают все верующие люди - как устраивает Бог жизнь нашу к покаянию и спасению.

 
Приведу три примера осязаемых чувственно, "вещественных" афонских чудес:

1) лет 20 назад в афонской обители СимоноПетра наполнились оливковым маслом пустые бочки: какие на половину, какие на 3/4, какие на четверть (тут и духовный смысл был, - полностью бочки не наполнились);
 
2) мой курящий знакомый захотел закурить, но спички кончились. И вдруг он видит перед собой коробок спичек на пустом столе, возникший "из воздуха". Было это в Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне лет 10 назад;
 
3) а я, будучи на Афоне (лет пять назад), уронил кассетный плеер с высоты примерно 30 метров. Причем при падении видел, как из него выскочили батарейки и полетели в разные стороны. Спустившись вниз, безуспешно проискал обломки плэера 15 минут, и, ничего не найдя, стал уходить. И вдруг, в стороне от места падения, увидел плеер - лежащим на округлом камне, без единой царапинки, и маленькая крышечка отсека батареек лежала рядом, параллельно плэеру, (чтобы еще батарейки лежали рядом - такого не удостоился). А людей там совсем не было, и везде, кроме этого валуна, рос сорняк по колено, так что найти в нем что-либо было очень трудно.

 
Говорят обычно о необходимости "благословения Богородицы" на святогорское паломничество, а тем паче - на длительное пребывание на Святой Горе. Думаю, оно есть у всех верующих мужчин. Вопрос лишь в том, насколько мы спешим воспользоваться этим благословением, как мы проводим время пребывания на Святой Горе Афон, с какой душой и в каких помыслах.

(по-гречески: "Пресвятая Богородица" - "Ипэрагиа Фэотокэ",
"Всесвятая Богородица" - "Панагиа Фэотокэ"
)

 
Практические шаги "продвижения к Афону":

- по-учить современный греческий язык (английский знать - тоже неплохо, но имейте в виду, что греки его в глубине души презирают как "варварский", и потому не будут так к вам расположены, как если бы вы, пусть даже коряво, "лепетали" бы на "элиникА" - греческом языке). По сравнению с древне-греческим или же "кафарэвусой", - "димотикА" (современный греческий язык) - очень прост, молодые люди (пока память еще есть и мозги не отшибло), - учат его очень быстро, скажем за 3-4 месяца.

У немолодых (русских) - обычно ничего не выходит дальше бытового лексикона, (не любят русские предпринимать "титанические" усилия без очень важной причины, да и "имперские замашки" тоже есть, как и у греков - "к чему империо-образующей нации учить какие-то иноземные языки! "
 
Такой был пример "имперского мышления": явно слегка больной на голову, (слабоумный) грек лет 30-ти, пытаясь со мною поговорить, (а я знаю греческий слабо, "ксэро элиника лиго"), наконец всерьез возмутился: "это что-ж, мне что-ли надо учить русский, чтобы с тобою поговорить!"
);

 

 
- оформить заграничный паспорт (у кого старый советский паспорт, - то и по нему можно, даже в 2010 году один известный мне человек сделал так загранпаспорт). Да, кстати, если написать заявление, то еще можно получить загранпаспорт старого образца (он дешевле и без цифровой фотографии);
 
- заказать в любой турфирме шенгенскую визу в Грецию (именно в Грецию, ибо по туристической шенгенской визе надо сначала въехать именно в ту страну, которая выдала визу, и пробыть в этой стране более половины всего срока шенгенской визы). Обычно легко дают визы на 2-3 недели. Чтобы получить визу на месяц, надо обратиться в более "продвинутые" агентства, например в фирму АФОС: (495) 730-59-40 работает по будням с 10 до 19, ее сайт: afos в домене su (она в десятке по поисковому запросу "Афон"). На срок больше месяца получить шенгенскую визу трудно, но иногда возможно, например в том же Афосе;
 
- купить билеты на самолет до Салоник ("Фессалоники", если полностью), или на поезд (до Софии, а там совсем близко; визы в Румынию и Болгарию - не нужны, если есть шенгенская, но в Болгарии можно пробыть только 36 часов; в Румынии - 5 суток), или на автобус (есть и такие - из Москвы, Одессы), или на теплоход (через Турцию или Румынию-Болгарию). Можно и через Сербию-Македонию, это самые радушные и близкие к нам славянские страны, (правда македонская церковь - в расколе от остальных православных церквей).
 
- получить диамонитирион (лучше заказывать заранее, но у меня почти всегда удавалось получить ее на месте без лишних хлопот) - читайте подробную инструкцию;
 
- приехать в УранУполи (Уранополис) и сесть на морской паром ("караваки"), идущий к афонским монастырям;
 
- ходить по греческим монастырям и проситься остаться на 2-4 недели. Это для начала, чтобы присмотрелись к вам, и лишь потом проситься на полгода или год. Ну а остаться "на всю жизнь""навсегда""умереть на Афоне", - такого вообще не говорить (подумают, что "дурак-фанат", лучше с таким сразу не связываться, отчудит потом чего). Если хорошо впишитесь в монастырскую жизнь, то жить так, на правах гостя-паломника (по-гречески "проскинитИс" - "поклонник"), можно очень долго - годами. Понятия "трудник" - у греков нет, но по сути, это житие лучше всего именно так и назвать)
 
некоторые практические детали по оформлению бумаг, - чтобы остаться;
 
- остаться в афонском русском монастыре святого Пантелеймона - значительно проще. Если вы готовы трудиться на послушаниях часов по 8-10 в день (у греков послушания обычно занимают не более 3-5 часов в день), то можете прожить "трудником" в русском монастыре - весьма долго. Если устанете и начнете унывать, то сначала будут поддерживать, а видя безполезность своих усилий, то купят вам билет и отправят на родину;
 
- бывает и так, что человек хочет остаться и далее в русской обители святого Пантелеймона, но монастырское священноначалие уже видит, что это ни к чему. Тогда его "временно" отправляют ("ссылают") на московское подворье Свято-Пантелеимонова афонского монастыря, - и назад уже дороги не будет.

Поэтому на этом подворье всегда много очень хороших батюшек и монахов, - пользуйтесь, ходите туда на службы, исповедуйтесь у тамошних "отборных" священников! Каждое воскресение (и по праздникам) - там всенощное бдение. Причем действительно "всенощное", вечерня начинается в субботу в ночь и заканчивается рано утром - в воскресенье. И на Святой Горе Афон такого нет, там "агрипнии" (всенощные бдения) редки, всего лишь несколько раз в году (не более десятка, в разных обителях - в разные дни, - это дни "панигиров"). Впрочем, на Афоне ночная молитва - основная. Сначала в келии, потом на Утрени и Литургии, - так что, можно сказать, - всякая ночь в молитвах... Находится московское афонское подворье Пантелеимонова монастыря около метро "Таганская" (кольцевая), улица Гончарная, дом 6, телефон 8495.298-0558 (или 8499 ?);

 

 
- кроме русского, "трудовыми монастырями", (где послушания тяжелы и продолжительны), являются обители: Дохиар, Костамонит, Зограф (болгарский) - и все. Но в них то потому и несколько легче попасть, чтобы оставили.

В Кастамоните, (как говорил мне живший там несколько лет), из-за тяжелых трудов, - всем благословляется не держать Пост (и даже мясное едят), кроме нескольких дней в году (например первые три дня Великого Поста там кухня ("магерИя") закрывается и насельники совсем ничего не едят и НЕ ПЬЮТ даже воду!). Паломники всего этого не замечают, ибо в общей трапезной - еда всегда по уставу, как и во всех других афонских обителях. Для русских такой "типик" (устав) не подходит - "как это не держать пост!", но один русский насельник там живет очень долго, ибо нашел там свое место спасения. Он постится по уставу, - это тоже можно, но трудно, ибо братия, вообще очень добродушная и хорошая, но таких, (кто не как все), - не любит. По ночам в монастырском дворе Кастамониту слышно, как насельники вслух молятся Иисусовой молитвой, - благочестие и молитва там все-же есть, однако;

 

 
- обычно русские не просто хотят остаться на Афоне трудниками или гостями, а получить постриг и войти официально в число братии. Но это очень, чрезвычайно даже, - трудно (для русских). На мой же взгляд - это плюс. Никто не тянет тебя принимать монашеские обеты, которые могут оказаться не по силам. А Бог смотрит не на черную одежду, а ждет наши сердца.
Даже "поклон игумену" - то есть обещание слушаться его, стать "послушником" (по гречески "докимос" - пробователь, кто пробует. проверяет себя) - никто тебя с этим не торопит (мне, правда, легко намекали, что уже могу это сделать - где-то через год жизни в афонской греческой обители. Но это исключение, а не правило. Я же не чувствовал себя к этому готовым, и так и не "положил поклон" игумену. Это никак не отражалось на отношениях ко мне доброй братии, и жить так "трудником" в монастыре - я мог бы еще долго, однако потом, через год, перешел оттуда в другую обитель, а еще через 3 месяца вернулся в Россию.) Для русского мирянина ("козмика"), живущего в греческом монастыре, постриг маловероятен, но в принципе возможен. А вот русских монахов и иеромонахов - никогда не примут в число греческой братии, ибо для этого нужно благословение Вселенского Патриарха, а он его ни за что не даст! Но гостями можно жить очень долго, - годами...;
 
- теперь об исключениях:

    • Украинцам (или имеющим "хохляцкую" фамилию и веселый, добрый и простой "хохляцкий" характер или внешность) - в русском Пантелеимоновом монастыре благоволят, и для них дорога в монашество (в отличие от русских) - не закрыта. Могут постричь! Так постригли моего друга - "за фамилию и внешность", а по духу и душе - он вполне русский человек (отец у него, на счастье, - украинец).
    • В болгарском Зографе уже давно живет русский послушник, он выучил болгарский язык (это очень важный плюс, у болгар силен национализм!), и его недавно пытались постричь, но не сумели преодолеть противодействие Кинота (монашеского правительства Святой Горы Афон, там почти одни греки). Кинот (Кинотис) считает, что русских - пусть постригают в русской обители, в болгарской - только болгар, в сербской - только сербов, а в греческих - только греков.
    • Иногда делают исключения для неславянских европейцев или американцев - и постригают их. Есть какая-то негласная квота на количество иностранцев в греческих монастырях. И она, к сожалению греков, почти везде уже на Афоне перевыполнена, и потому любой новый иноземный постриженник - это особая милость к нему Божией Матери и Кинотиса.
    • Православных евреев могут постричь в любом монастыре. Греки вообще к ним благоволят, (но не ставят ни на какие "руководящие" посты, - впрочем, как и любых других "не-греков"). В русской святой обители - тоже хорошо относятся к русским евреям (и при том не закрывают им путь "в начальство").
    • Грузин в целом лучше приемлют, чем русских. Для них "наглухо" закрыт лишь Иверон (Иверский монастырь), ибо когда-то он был грузинским ("Иверия" - значит "Грузия"), а греки любят власть, и не хотят терять ничего из своих рук (дело не только в "недвижимости", эллины (как сейчас любят себя называть греки, во времена христианской Византии же - это слово было ругательным, воспоминанием о своем языческом прошлом) - искренне считают, что никто не сможет так хорошо сохранять монашеские традиции и управлять афонской "монашеской республикой", как только они). После двукратного посещения Святой Горы Афон архимандритом Лазарем (Абашидзе), очень расположился к грузинам греческий монастырь Ксиропотам.
    • Румын (и, за компанию охватим молдаван) - много на Святой Горе ("Агион Орос"). Отношение к ним греков - хорошее. Известный румынский духовник Рафаил (ученик Софрония Сахарова) говорил примерно так: "на том свете вверху и в самом низу - русские, а румыны - посредине болтаются". Простые и трудолюбивые. И молдаванам перепадает от этого благоволения греков. Разумеется, ходу "по служебной лестнице" - им не дают, как и любым иностранцам в греческих святых обителях ("иеро мони"). Видел и истощенных пустынников - румын. В монастыре Агиу Павлу где-то треть братии - румыны, также примерно .и в Ватопеде. На Афоне есть большой румынский монастырь "Продром" (но называется исторически "скитом") и большой "правильный" Скит (группа келий) "Лаку". Рядом с Лаку - молдавский Скит ("правильный") - "Провата".

 

 
- все афонские монастыри (и скиты "монастырского" вида и "сложения" - румынский Продром, бывшие русские: Святого Андрея Первозванного и Святого Илии Пророка) - являются "киновиями" (имеют общежительным устав). Но степень "киновиальной чистоты" - везде разная. В большинстве обителей позволяется (по специальному благословению, но не рекомендуется), - пить кофе или чай в своей комнате (келье по-русски), также - фрукты в постные дни, (когда всего одна трапеза по уставу - по понедельникам, средам и пятницам и в многодневные посты). Вводятся дополнительные "керазмы" ("угощения" - внеуставные "перекусы"). На них, лишь в определенное время, - ходят все желающие, (а паломники - непременно). Также является отходом от "настоящей" киновии - обладание киновиатами некоей своей собственностью (излишних вещей - скарба, книг, фотоаппаратов и плееров, "карманных" денег, а сейчас все чаще - и компьютеров).