Монастырь в миру

Паломничество по святым местам и отдых без посредников

Я, милостью Пресвятой Богородицы, несколько раз бывал на Святой Горе Афон. Как-то повстречался мне там один молодой человек, который поведал случай, произошедший с ним.


Старец благословил его на монашество на Афоне. Он приехал и начал искать, где начать свой монашеский подвиг, но что-то его останавливало. В смущении он постоянно взывал ко Пресвятой Богородице, прося о помощи.
Однажды в монастыре св.Павла, ночью, во время сна, этот молодой человек ощутил, что кто-то взял его душу и стал возносить на небо. С высоты птичьего полета ему открылся Афон, потом весь мир. И было видно ему, как все люди находятся в заботах и суете мира сего, даже на Святой Горе Афон.
В небе он вдыхал воздух свободы и ощущал великую сердечную сладость, которую невозможно описать. И, видя удушающую, как смок, суету мира, не хотел возвращаться. Но голос ему сказал: «Тебе надо вернуться. Днем ты будешь в этой суете, а ночью с помощью молитвы будешь пребывать на небе».
На следующий день афонский старец благословил его возвращаться домой и венчаться.
Вчера мы праздновали прп. Серафима Саровского, приведу отрывок из книги Н. Новикова «Подвиг в миру» об очень интересном и важном для нас откровении, ниспосланном свыше Батюшке Серафиму о равных возможностях для монаха и мирянина в достижении высшего духовного совершенства.
Содержится оно в «Докладной записке» Н.А.Мотовилова, обнаруженной в юбилейном, Серафимовском году (2003) в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки.
«Бытует распространенное представление о невозможности «в миру живучи, получить такую же благодать, как в отшельничестве». Раньше, признается старец Серафим, и у меня была та же мысль, «что этого невозможно достигнуть, живучи в миру, желая жениться, желая заниматься службой государственной». Старец полагал, «что люди, возлюбившие Господа всею душою», должны ради совершенства духовного оставлять «жен, детей, чины, богатство, славу, почести, все радости земные» и бежать «в пустыни и там, в девственной жизни, в самоизволенной нищете и во всех злостраданиях будучи», стяжать благодать Святого Духа. Но вот теперь, говорит прп.Серафим, «мне Господь открыл», что и миряне могут быть «причастниками тех же даров Духа Святого, как и отшельники, если равномерные с ними труд, подвиги, злострадания, претерпленные до конца Христа ради, и все находящее на них они доброхотно решатся взять на себя».
Однако, уточняет старец, это осуществимо лишь при особом образе жизни мирянина, когда «все духовное с светским и все светское с духовных так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя».
Серафим Саровский говорит также об открытом ему предопределении Божиего Промысла. Это весть о том, что в грядущие времена христианам предлежит по преимуществу путь подвига в миру, «что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастися, и что на все это есть Его собственная воля».
«В апостольские времена монастырей в нашем смысле не было. Но значит ли это, что их вообще не было? Нет. Монастырь был. Но он был в миру, и были монахи, хотя они не носили монашеских одежд» - говорил в начале ХХ века протоиерей Валентин Свенцицкий.
Будущее монашество в условиях гонений, в условиях современного мироустройства, как это предвидел еще прп.Антоний Великий, будет монашеством в миру. «Оно не будет внешне ограждено от мирских соблазнов, как ограждено было в прежнем монастыре». Подвижники будущего будут жить без защиты монастырских стен, среди мира, где на каждом шагу искушение и опасность, где каждый миг – угроза «преступить». Прп.Антоний Великий пророчествовал, что они будут блаженнее древних монахов, ибо задача их будет сложнее – устоять при всей доступности соблазнов, при той легкости, с которой возможно поддаться им. Иная трудность в том, что не станет общежительного братства, подвижничество станет единоличным, каждый будет сражаться за свое спасение в одиночку. «История как бы завершит круг и вновь придет и к гонениям первого века, и к монашеству первоначального христианства» - протоиерей Валентин Свенцицкий.
Один старец и кавказский отшельник середины ХХ века говорил: «Теперь горы не могут быть пустынным местом. Всюду туристы, нет тишины, уединения. В больших городах, где люди месяцами не встречаются, живя на клетке одного этажа, теперь больше возможности для уединения…Те, кто будут исполнять свое правило ежедневно, несмотря на мирскую суету, будут пред Господом как пустынножители, где бы ни жили. Истинные ревнители по Боге скроют себя среди мира…В горы не нужно уходить, живите в городах. Мы жили в горах, но пережили такие страшные трудности, что по сю пору отойти не можем» (из книги Н. Новикова «Подвиг в миру»).

______________________________________________________
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
https://elitsy.ru/communities/101227/
http://vk.com/orttrru
https://www.facebook.com/groups/orttr/
https://plus.google.com/114431402983166272781
https://twitter.com/OrthodoxTravel

970x90 retina