БОГООСТАВЛЕННОСТЬ, АД И МОЛИТВА

Беседа с афонским монахом Салафиилом (Филипьевым), поэтом, писателем, членом Союза писателей России о богооставленности.
Истощание (кенозис) человека. Потеря веры. Сошествие умом во ад. Спасительная Иисусова молитва.
«Кто подвизается, те переживают это и знают это. Это сущность духовной жизни, и человек должен понять это, потому что это очень важно. Когда я говорю «сущность», то имею в виду один основной момент, который человек должен хорошо понять, в противном случае существует риск бросить всё. По сути, ЭТО ХОРОШИЙ И ВАЖНЫЙ МОМЕНТ НА ТВОЕМ ДУХОВНОМ ПУТИ, однако ты не чувствуешь, чтобы у тебя всё было хорошо. Ты думаешь, что у тебя всё не так, потому что тебя одолевают слабость, скука, леность, пресыщение, усталость на молитве, и ты говоришь: «Ой, больше не могу, я устал, мне надоело, я не хочу больше молиться; итак, я отказываюсь делать это!» Не надо отказываться. Не надо бросать всё. Это час твоей личной борьбы, это час, в который Бог говорит: «Ты хочешь заблагоухать? Так надо разгореться, надо испытать боль».
Я говорю слово «надо», и мне не нравится это постоянное «надо», но здесь нет другого слова. В этом вся тайна…» (Святой преподобный Иосиф Исихаст).
Одна монахиня исключительно сильно верила в Бога. После монашеского пострига она вечером уснула и…
«Я уснула верующей, а проснулась неверующей! Утром я проснулась и не верила в Бога! Вера во мне исчезла. Тогда как раньше я переживала такие превосходные вещи, так сильно чувствовала Бога, так долго произносила свою молитву, непрестанную молитву “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”, я творила ее всё время и испытывала радость от всего, что делала, а после этого внезапно – хоп! – крылья мои сложились, желание исчезло, и я проснулась неверующей. Почему? Я пошла к своей духовной матери в монастырь и рассказала ей об этом».
Она ей ответила:
– Очень рано напало на тебя это искушение. На других нападает позднее, тебя же сразу стало бороть.
– Почему же со мной это случилось?
– Чтобы ты показала свою личную волю, свое произволение. Хочешь ли быть близ Бога? Ты покажешь это своей собственной борьбой. Не без труда. То, что у тебя прежде было и чем ты наслаждалась, было без труда, Бог давал тебе это. Легкую и приятную духовную жизнь. Знаешь ли теперь, что такое верить, не чувствуя многих вещей? Вставать и идти в церковь, хотя не чувствуешь сильно Божию благодать, и говорить себе: «Господи, я Тебя не чувствую, не вижу, не ощущаю. Я чувствую холод, чувствую, что душа моя суха, как пустынная земля, как пустыня Сахара. Я не чувствую Тебя, не понимаю Тебя, но верую, что Ты существуешь, и помолюсь. Хотя сердце мое не чувствует умиления, хотя я не чувствую благоговения, но пойду, пойду в церковь, буду читать Евангелие, прочту акафист Пресвятой Богородице, буду подвизаться, подавать милостыню, хотя это не идет у меня изнутри. Почему? Чтобы показать Тебе, что я хочу, хочу поверить и не остановлюсь, буду бороться».

Автор идеи
Андрей Непша

При участии
монаха Салафиила (Филипьева)

Использованы фото и видеоматериалы
монаха Салафиила (Филипьева)
Сергея Титова
Андрея Непши
монахов и паломников

Фоном звучат песнопения
детского хора прп. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой

Стихи монаха Салафиила (Филипьева)
читает Игорь Ильин


Святая Гора Афон - Россия, 2018.